Школьное итоговое сочинение в 2015/2016 учебном году

10 Сентября 2015

Итоговое сочинение возвращено в число выпускных экзаменов российских школьников в 2014/2015 учебном году. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение заменено изложением.

сочинение 2015-2016

В новом учебном году, как отметил глава Министерства образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, процедура сдачи выпускниками школ итогового сочинения не изменится.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения определил пять направлений тем выпускных сочинений в этом учебном году: “Время”, “Дом”, “Любовь”, “Путь” и “Год литературы в России”.

На основе этих направлений к декабрю Федеральный институт педагогических измерений разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся только на экзамене.

Правила оценивания сочинений останутся прежними: работа является допуском к ЕГЭ и оценивается по системе “зачет-незачет”. На сочинение отводится 3 часа 55 минут. Объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Школьное итоговое сочинение может быть в дальнейшем, по решению вуза, учтено при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами должны оценить сочинение в баллах, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента. Максимум за сочинение можно выставить 10 баллов.

Председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения Наталья Солженицына пояснила: «Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами. Чем более широко это направление, тем легче составить огромный спектр тем на каждое направление».  Такой подход позволит сократить потребность в списывании.

По мнению учителя русского языка и литературы московской школы 1251, члена Общественной палаты Романа Дощинского, темы в этом году будут для школьников не сложнее, чем в прошлом. Напомним, тогда в числе прочих предлагалась тема войны: “О войне всегда писать труднее. А в этом году предложены довольно абстрактные, философские направления. По направлению “Год литературы в России”, например, может быть тема “Моя любимая книга”. Что в ней сложного для выпускника?”

Роман Дощинский напоминает, что сочинение задумывалось, как способ заинтересовать школьников чтением, заставить обратиться к анализу текста. “Новые направления все же далеки от литературы, – считает педагог. – Допустим, по направлению “Любовь” может быть дана тема “От любви до ненависти один шаг” или что-то в этом роде. Ученик имеет право самостоятельно выбрать произведение, на которое будет опираться. Не исключаю, что кто-то захочет разбирать тему на примере “Пятидесяти оттенков серого”Эрики Джеймс”.

По данным педагогов, которые проверяли сочинения учеников в прошлом году, почти 50 процентов школьников не обращаются к русской классике. Широкие, размытые формулировки тем дают такую возможность. “Я бы предложил школьникам не темы, а авторов, на творчество которых надо опираться – Достоевский, Пушкин, Лермонтов… Такой подход заставил бы школьников читать”, – считает Роман Дощинский.

Его поддерживает председатель приемной комиссии Московского государственного педагогического университета Татьяна Апостолова: «Направления слишком общие. Детям неясно, как готовиться к сочинению. – И главное, до сих пор нет ответа на вопрос: чего мы хотим? Чтобы дети написали сочинения на заданную тему, поделились своими свободными мыслями, получили допуск к ЕГЭ? Свободные мысли пишутся не по правилам, но для того, чтобы свободно писать, надо много читать. Это мы должны объяснять детям».

В педуниверситете летом проверяли сочинения абитуриентов,  и в отличие от многих других вузов в педуниверситете имеют представление о том, что читают и как пишут выпускники школ. Многие воспринимают сочинение как допуск к ЕГЭ и пишут его по той же схеме.

Преподаватель вуза замечает: «И неплохо с этим справляются. У меня нет отрицательных эмоций от сочинений абитуриентов. Нынешняя молодежь по-своему понимает значение войны, в том числе для нашей страны. Выпускники школ раскрывали эту тему на творчестве Бориса Полевого, Михаила Шолохова, Бориса Васильева. Они знают А. И. Куприна, И. С. Тургенева, И. А. Бунина. Но в целом видно, что объем прочитанной литературы – небольшой».

Итак, направления тем итогового школьного сочинения объявлены. Впереди серьезная и кропотливая работа по подготовке к нему.

Вернуться к новостям Обсудить новость

ГЭК

Расписание ЕГЭ и ГВЭ 2017

Продолжительность выполнения экзаменационных работ в форме ЕГЭ

КИМ 2017

Минимальные баллы

Образец бланков ЕГЭ

Образец бланков ГВЭ

Направления итогового сочинения в 2016-2017 учебном году

Сайты, на которых размещаются темы итогового сочинения

Форма согласия на обработку персональных данных

Форма заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

Сроки и места подачи заявлений на ГИА, места регистрации на ЕГЭ в 2017 году

Формы заявлений на участие в ЕГЭ и ГВЭ в 2017

Открытый банк заданий ЕГЭ

Правила заполнения бланков ЕГЭ

Информационные материалы

«Дорожная карта» подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Орловской области в 2016 - 2017 учебном году

Формы ППЭ

3 выпуск журнала «Педагогические измерения»

Телефон "горячей линии":

43-25-96
Тихоновская Светлана Николаевна
бюджетное учреждение Орловской области «Региональный центр оценки качества образования»

Телефон доверия по вопросам ГИА
59-85-27

«Федеральная горячая линия ЕГЭ»
8 (495) 984-89-19

«Телефон доверия ЕГЭ»
8 (495) 104-68-38

Подготовка к ЕГЭ 2017:

по обществознанию

по истории

по географии

по русскому языку

по физике

по иностранным языкам

по информатике

по литературе

по химии

по математике

по биологии

Видеорекомендации по подготовке к ЕГЭ 2017

Форма заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)